Старый конквистадор.
Углубясь в неведомы горы, Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады.
Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище
Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени сухих смоковниц,
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.
Стихотворение
«Старый конквистадор» было написано в 1908 году и входит в сборник стихов
«Жемчуга» (1910), третий по счету. В самом начале анализа этого стихотворения
следует обратить внимание на два следующих факта. Во-первых, книга «Жемчуга» была
написана уже в конце первого периода творчество Гумилева. Во-вторых, образ
конквистадора не нов для Гумилева: символ первого сборника,герой: «Я
конквистадор в панцире железном…», Сам герой,покоритель,меняется в «Жемчугах».
В центре произведения – «старый конквистадор.
Старый
конквистадор, путешествуя, заблудился. Первое четверостишие наполненно тяжелым,
мрачным настроением:
Углубясь
в неведомые горы,
Заблудился
старый конквистадор,
В
дымном небе плавали кондоры,
Нависали
снежные громады.
Эпитеты
в этом отрывке («неведомые горы», «дымное небо», «снежные громады») создают
чувство тревоги. В четверостишии ощутим трагический мотив неведомых врагов,
мотив власти окружающего: поэт не случайно использует образ кондора, хищной,
огромной, страшной птицы. Глагол «нависали» и деепричастие «углубясь» нагнетают
тяжелое чувство опасности, гибели. Целый ряд существительных первой строфы
содержит «огромный», «большой», «гигантский»: горы, кондоры, громады; они
словно давят на лирического героя, окружают его. Гумилев писал: «Под жестом в
стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных
звуков, ускорение и замедление ритма, что читающий испытывает тоже, что>…<стихотворение невольно становится в позу героя сам поэт…» Таким мастерством владел Гумилев.Автор
использует Хорей, что помогает донести до читателя охватившую конквистадора
тревогу.
Во
второй строфе повествуется о дальнейшей судьбе героя:
Восемь
дней скитался он без пищи,
Конь
издох, но под большим уступом
Он
нашел уютное жилище,
Чтоб
не разлучаться с милым трупом.
Настроение
тревоги сменяется в этом четверостишии чувством безысходности: «скитался»,
«издох». («Конь издох, но… он нашел уютное жилище»), меркнет, когда в последней
строке возникает оксюморон, страшное словосочетание «милый труп».
Конквистадору
больше ничего не остается, как предаться воспоминаниям о прежней жизни:
Там
он жил в тени сухих смоковниц,
Песни
пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал
сраженья и любовниц,
Видел
то пищали, то мантильи.
Получается
, что конквистадор действительно пал духом, потерял былое мужество, отвагу,
способность к борьбе, зачах, стал «стар» сердцем? Нет, это не так. Стоит только
прочесть последнее четверостишие, заключающее в себе лирическое обобщение:
Как
всегда, был дерзок и спокоен,
И
не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть
пришла, и предложил ей воин
Поиграть
в изломанные кости,
чтобы
убедиться: по-прежнему лирический герой поэта неиссякаемо мужественен. Слова с,
казалось бы, отрицательным смыслом («ужас», «злость», «смерть»)
«перечеркиваются» частицей не («не знал»), усилительными частицами ни-ни,
прилагательными «дерзок», «спокоен», глаголом «поиграть»: даже перед лицом
смерти конквистадор не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем,
завоевателем, «воином». Стихотворение имеет неожиданный финал. В последних двух
строчках («… Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости»), подчеркивается
непримиримость конквистадора, его готовность сражаться с судьбой до конца.
Итак,
стихотворение «Старый конквистадор», будучи примером традиционной романтической
лирики,ей характерны мотивы пути, неведомых стран, героизма, мотивы исканий, смерти…
Жаль, что плана тут нет
ОтветитьУдалить