понедельник, 11 ноября 2013 г.

Анализ стихотворения «Старый конквистадор» Н. С. Гумилева.



Старый конквистадор.
Углубясь в неведомы горы,
Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады.
Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище
Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Там он жил в тени сухих смоковниц,
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.
Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.
Стихотворение «Старый конквистадор» было написано в 1908 году и входит в сборник стихов «Жемчуга» (1910), третий по счету. В самом начале анализа этого стихотворения следует обратить внимание на два следующих факта. Во-первых, книга «Жемчуга» была написана уже в конце первого периода творчество Гумилева. Во-вторых, образ конквистадора не нов для Гумилева: символ первого сборника,герой: «Я конквистадор в панцире железном…», Сам герой,покоритель,меняется в «Жемчугах». В центре произведения – «старый конквистадор.
Старый конквистадор, путешествуя, заблудился. Первое четверостишие наполненно тяжелым, мрачным настроением:
Углубясь в неведомые горы,

Заблудился старый конквистадор,

В дымном небе плавали кондоры,

Нависали снежные громады.
Эпитеты в этом отрывке («неведомые горы», «дымное небо», «снежные громады») создают чувство тревоги. В четверостишии ощутим трагический мотив неведомых врагов, мотив власти окружающего: поэт не случайно использует образ кондора, хищной, огромной, страшной птицы. Глагол «нависали» и деепричастие «углубясь» нагнетают тяжелое чувство опасности, гибели. Целый ряд существительных первой строфы содержит «огромный», «большой», «гигантский»: горы, кондоры, громады; они словно давят на лирического героя, окружают его. Гумилев писал: «Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорение и замедление ритма, что читающий  испытывает тоже, что><стихотворение невольно становится в позу героя  сам поэт…» Таким мастерством владел Гумилев.Автор использует Хорей, что помогает донести до читателя охватившую конквистадора тревогу.
Во второй строфе повествуется о дальнейшей судьбе героя:

Восемь дней скитался он без пищи,

Конь издох, но под большим уступом

Он нашел уютное жилище,

Чтоб не разлучаться с милым трупом.
Настроение тревоги сменяется в этом четверостишии чувством безысходности: «скитался», «издох». («Конь издох, но… он нашел уютное жилище»), меркнет, когда в последней строке возникает оксюморон, страшное словосочетание «милый труп».
Конквистадору больше ничего не остается, как предаться воспоминаниям о прежней жизни:
Там он жил в тени сухих смоковниц,

Песни пел о солнечной Кастилье,

Вспоминал сраженья и любовниц,

Видел то пищали, то мантильи.
Получается , что конквистадор действительно пал духом, потерял былое мужество, отвагу, способность к борьбе, зачах, стал «стар» сердцем? Нет, это не так. Стоит только прочесть последнее четверостишие, заключающее в себе лирическое обобщение:
Как всегда, был дерзок и спокоен,

И не знал ни ужаса, ни злости,

Смерть пришла, и предложил ей воин

Поиграть в изломанные кости,
чтобы убедиться: по-прежнему лирический герой поэта неиссякаемо мужественен. Слова с, казалось бы, отрицательным смыслом («ужас», «злость», «смерть») «перечеркиваются» частицей не («не знал»), усилительными частицами ни-ни, прилагательными «дерзок», «спокоен», глаголом «поиграть»: даже перед лицом смерти конквистадор не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем, «воином». Стихотворение имеет неожиданный финал. В последних двух строчках («… Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости»), подчеркивается непримиримость конквистадора, его готовность сражаться с судьбой до конца.
Итак, стихотворение «Старый конквистадор», будучи примером традиционной романтической лирики,ей характерны мотивы пути, неведомых стран, героизма, мотивы исканий, смерти…

1 комментарий: