пятница, 8 ноября 2013 г.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

(планирование составлено на основе программы  для общеобразовательных учреждений  под ред. Г.И. Беленького, М.,  Мнемозина, 2001г.)

(136 ч.)
I полугодие
1      семестр
1   Введение.  На рубеже веков  - 6 ч.
1.1    . Судьба жанров на рубеже столетий. Жанровое своеобразие малой прозаической формы у А.П. Чехова. Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии».
1.2    . Судьбы человеческие на страницах А.П.Чехова. Автор и его герои. 
1.3    . Урок – учебное исследование (на основе характеристики) эволюции героя в литературном произведении. На примере анализа «маленькой трилогии» А.П.Чехова.
1.4    . Россия рубежа веков. Историко-культурная ситуация.
1.5    . Характеристика литературного процесса в России  конца XIX- начала XX века.
1.6    . Развитие реализма на рубеже веков. Особенности реалистической литературы.

II.            Проза конца XIX-начала XX века  – 14 ч.
2.1    . И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.
2.2     -2.3.Основная тематика и проблематика художественной прозы                                                                  И.А. Бунина. «Антоновские яблоки» как образец лирической прозы писателя.
2.4. Размышления о России в повести Бунина «Деревня».
             2.5. Тест по теме: «Историко – культурная  и литературная ситуация России конца XIX-начала     XX века». Мотивы лирики И.А. Бунина. Лирический герой и его мировосприятие.
       2.6. Смысл названия и проблематика новеллы И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
2.7.   Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
2.8.       – 2.9.  Р- р.  Развитие умений анализа произведения художественной литературы в прозе на основе наблюдений за структурой учебных статей аналитического характера и самостоятельно прочитанного рассказа «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Солнечный удар».   
2.10. Урок-семинар. Счастье и трагедия любви в прозе И.А.Бунина.
2.11.- 2.12. Р - р. Контрольное сочинение по новеллистике  И.А. Бунина.
2.13.  А.И. Куприн. Особенности прозы. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
2.14. Талант любви в рассказе И.А.Куприна «Гранатовый браслет»
2      Семестр
III.  Проза второй половины  XX века  - 4 ч.
3.1                        - Тест по творчеству И.А. Куприна. Урок-семинар. Лирическая проза XX века.
3.2                         Лирическая проза XX века.
В. Астафьев «Затеси».
3.3. Рр. Анализ сочинений учащихся по творчеству И.А.Бунина.
3.4. Литература последнего десятилетия. Современная новеллистика. Анализ рассказов В.Токаревой.
 IV. Поэзия конца XIX- начала XX века. – 23 ч.
3.3                       . Модернизм. Основные течения русского модернизма на рубеже веков в поэзии.
3.4                       -4.3. Р - р. Серебряный век как поэтическая эпоха. Поэтические индивидуальности Серебряного века. Развитие умений анализа поэтического произведения (Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев, И. Северянин).
4.4.  А.Блок. Основные вехи.
Символизм. А. Блок и символизм.                                         
4.5  . Романтический мир раннего Блока. Становление лирического героя и тема женственности в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».
4.6  .«Страшный мир» в лирике А. Блока. Чтение, осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…».
4.7.  «Это все о России». Россия А. Блока. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока. Чтение и осмысление стихотворений «На жизненной дороге», «Русь», «Россия»,   «Река раскинулась…».
4.8  . Р - р. Развитие умений анализа стихотворений.
4.9  . Революция в судьбе А. Блока. Увлечение стихией революции. Образы революционной эпохи и «старого мира» в поэзии А. Блока «Двенадцать».
4.10 . Жанровая природа , особенности сюжета и композиции поэмы «Двенадцать». Смысл финала поэмы и его интерпретации.
4.11 .  Тест по произведениям А.Блока. Философская проблематика и символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
4.12 . Акмеизм. А. Ахматова. Основные вехи. Ахматова и акмеизм. Чтение и осмысление   стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки
       под темной вуалью», « Сероглазый король».
4.13 . Эволюция образа лирической героини: «Я научилась просто, мудро жить…», «Нам свежесть слов и чувства простоту», «Молитва».
4.14 . Урок-семинар. Революция в судьбе А. Ахматовой. Чтение и осмысление стихотворений «Муза», «Мне ни к чему…».
4.15 .  Р - р. Развитие умения анализа стихотворения.
4.16 . Тест по ранней лирике Ахматовой. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой   «Реквием».  Особенности построения композиции.
3 семестр
4.17 . Футуризм. Маяковский. История жизни. Поэтическое новаторство.
4.18. Урок – семинар. «Эгофутуризм Игоря Северянина».
4.19. Лирический герой дооктябрьской поэзии В. Маяковского.
                4.20. Урок-практикум по раннему творчеству В.Маяковского.                            
                4.21.  Маяковский и революция. Развитие темы поэта и поэзии в
                                   послеоктябрьский период творчества. Чтение и осмысление
                                   стихотворений  «Юбилейное», «С.Есенину», «Письмо  Татьяне Яковлевой»

                4.22. «Облако в штанах» как программная вещь…» того времени.
                4.23.  Р - р. Подготовка к контрольному сочинению по лирике  Серебряного
                             века.
         V.  М. Горький    8 ч.
                  5.1.  Личность М. Горького. Раннее творчество М. Горького.   
5.2.  Композиция романтических рассказов М.Горького.
   5.3.  Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта.
   5.4.  Р -р.  Анализ контрольных сочинений учащихся по лирике Серебряного века.
   5.5.  Пьеса «На дне» как нравственно-философская драма.
   5. 6.  «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».
   5.7. Образы «Хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».
 5. 8 . Р- р.  Подготовка к контрольному сочинению по пьесе
                         М. Горького «На дне».           
               VI.    Новокрестьянская поэзия – 8 ч.
 6.1.  С. Есенин как национальный поэт. Личность С. Есенина.
                          Жизнь и творчество. Ранняя лирика С.А. Есенина. Чтение и
                          осмысление стихотворений «Там, где капусты грядки», «Край
                          любимый…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь».
  6.2.  Образ родины в лирике С. Есенина.
  6.3.  Художественно-философские основы лирики Есенина.
  6.4.  Тема любви в лирике С. Есенина. Особенности лирического
                           героя. Чтение и осмысление стихотворений «В этом мире я
                           только прохожий», «Запели тесаные дроги…», « Песнь о собаке»,
                          «Цветы мне говорят -  прощай», «Письмо матери», «Пушкину»,
                          «Заметался пожар голубой…», « Шаганэ ты моя, Шаганэ».
  6.5.  Революция в судьбе С. Есенина. «Русь советская» в лирике
                           С. Есенина. Трагедия русской деревни в лирике С. Есенина.
                           Чтение и осмысление стихотворений «Сорокоуст» ,
                           «Я последний поэт деревни», «О, Русь, взмахни крылами…».
  
II полугодие
4       Семестр

    6.6.  Послеоктябрьский период творчества С. Есенина.
            Чтение и осмысление стихотворений «Русь cоветская»,
             «Спит ковыль. Равнина дорогая».
    6.7.  Тест по произведениям С. Есенина. Урок-практикум по лирике Есенина.                            
     6.8.  Рр. Анализ сочинений по пьесе  Горького «На дне».
VII.  Поэзия второй половины XX века   2ч.
      7.1.  Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого.
      7.2 . Любовная тема поэта Н.А.Заболоцкого в цикле «Последняя любовь».      
VIII. Диалог  поэтов    4  ч.
8.1. О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество.
   8.2. Урок – семинар по лирике О.Мандельштама
           8.3.  М.И. Цветаева. Волшебный фонарь юности. Чтение и
                         осмысление стихотворений  «Легкомыслие! милый грех…»,
                          «Моим стихам написаным так рано…»,  «Стихи Блоку»,
                          «О, муза плача», «Мой Пушкин».
               8.4. М.И. Цветаева. Трагедия любви. «Между любовью и
                           любовью распят мой миг, мой час, мой день, мой век…».
                           Чтение и изучение стихотворений.
        
       IX.     Русская литература 20 –гг. XX века  – 7 ч.
       9.1.  Русская литература эпохи 20-х гг. XX в.
       9.2.  Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х гг.
       9.3.  Человек в огне революции и гражданской войны.
                Урок-семинар по «Донским рассказам» М. Шолохова.
         9.4.  Судьбы русской интеллигенции, оказавшейся на перепутье.
                 М. Булгаков «Белая гвардия».
         9.5.  Образ Дома в романе «Белая гвардия». Смысл финала
                          романа.
         9.6.-9.7.  Рр. Контрольное сочинение по роману «Белая гвардия».
       X.    М.А. Шолохов. – 10 ч.
          10.1.  Личность писателя. Роман «Тихий дон». Особенности жанра
                  романа. Образ Григория Мелехова как сюжетный центр
                  романа. Характер героя.
           10.2 . «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. Шолохова.
                   Анализ эпизода «Убийство чубатыми пленного австрийца».
           10.3-10.4.   Рр. Обучающее сочинение. Развитие умений анализа эпизода.   («Убийство  Чубатым пленного австрийца).
            10.5.  Тема любви в романе. Женские образы в романе «Тихий
                   Дон» М. Шолохова.
            10.6.   Судьба Григория Мелехова. Трагедия «казачьего Гамлета».
            10.7.   Художественное своеобразие романа «Тихий Дон».
            10.8.   Р -Р. Анализ сочинений по роману М.Булгакова «Белая гвардия»,
            10.9.   Урок-семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».
            10.10.   Р.-Р. Подготовка к  контрольному сочинению по анализу эпизода из
                     романа М. Шолохова «Тихий Дон».
       XI.  Сатира  20-х гг.  XX  века   2 ч.
            11.1. – 10.2. Саморазоблачение героя в рассказах М.Зощенко.
       XII.   Лагерная проза I половины XX века   – 1 ч.
             12.1.  Урок-семинар. В.Г. Шаламов. Лагерь – слепок мира на
                      страницах «Колымских рассказов» В. Шаламова.
                                
       XIII.        Индивидуальный стиль писателя –  3 ч.  
              13.1.  А. Платонов. Повесть «Котлован».  Художественные
5 семестр
              13.2.   А. Платонов «Усомнившийся Макар». Тема, сюжет,
                             композиция.
               13.3.  Р.-Р. Анализ сочинений по роману М.Шолохова «Тихий Дон».
                             Тест по творчеству М.Зощенко.
       XIV.     Е.И.Замятин – 3 ч.
         14.1.Развитие жанра антиутопии в романе Замятина «Мы».
         14.2.Судьба личности в тоталитарном государстве.
         14.3.Урок – семинар по роману «Мы».
                XV.      М.А. Булгаков     8  ч.         
               15.1.  Жизнь, творчество М.А. Булгакова. Новаторство в книгах,
                             идеях, стилистике.
               15.2.  Три мира в романе «Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков –
                             мастер романа-мифа. История романа. Жанр и композиция.
15.3                    Любовь – путь к вечности (судьбы Мастера и Маргариты).
15.4.  Сатирические страницы в романе «Мастер и Маргарита».
15.5.   Трагедии и фарсы. ( Москва – Ершалаим).
15.6   Р - Р.  Развитие умений анализа эпизодов (устно).
 15.7 – 15.8.   Р – Р. Семинар по роману
                          М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
       XVI.     Б.Л. Пастернак –  5 ч.
16.1-16.2.    Начало творческого пути. Стихия жизни и стихия
                             творчества в лирике Б. Пастернака. Чтение и осмысление
                             стихотворений «Определение поэзии»,  «Зимняя ночь».
16.3. Тема призвания в поэзии Б.Пастернака.

6 семестр

    16.4.  История создания и публикация романа Б. Пастернака 
                            «Доктор Живаго». Идейное звучание и художественное
                 16.5.  Цикл «Стихотворения Ю.Живаго».
                                       
   XVII.  Тема Великой Отечественной войны в литературе второй половины XX в. –  3 ч.
                  17.1.   Великая Отечественная война глазами поэтов.
          17.3. – 17.4.  Урок-семинар. Обсуждение повести В. Кондратьева
                           «Сашка» и В.П. Астафьева «Пастух и пастушка».                 
      XVIII.    А.Т. Твардовский   3 ч.
                   18.1-18.2.  А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Народный
                                  характер поэмы «Василий Теркин».
           18.3.   Слово о А.Т. Твардовском. Поэма «По праву памяти».
              XIX.   Особенности прозы 60-70х гг.  XX века   5 ч.
             19.1.  Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина
         «Прощание с Матёрой».
                     19.2.  Нравственная проблематика и художественные особенности произведения
                            Ю.В. Трифонова «Обмен».
                        19.3. Р – р. Подготовка к к контрольному сочинению по произведениям                         В.Г.Распутина  и Ю.В.Трифонова.  
                19.4 - 19.5.  Литература 60-70-х гг. XX века о коллективизации в
                            деревне и судьбе крестьянства в России  (В. Тендряков
                            «Хлеб для собаки», «Пара гнедых»).
        XX.    Поэзия 60-90х гг. XX века   2 ч.
              20.1 – 20.2. Урок-семинар. Поиск новых форм поэзии.
                                   Гражданственность и публицистичность поэзии
                                  А. Вознесенского, Б. Окуджавы, Б. Ахмадулиной.
        XXI.   Литература «оттепели»   2 ч.
                       21.1.  А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя. Наука
                                    выживать в повести «Один день Ивана Денисовича».
21.2.  Суть праведности на примере анализа произведения А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
         XXII.    Драматургия II половины XX века – 2 ч.
  22.1.  Р - р.  Анализ сочинений по прозе В.Г.Распутина и Ю.В.Трифонова.
  22.2. А.В. Вампилов. Особенности драматургии. «Герой нашего
                                  времени» М.Ю. Лермонтова и «Утиная охота»
                                  А.В. Вампилова.
        XXIII.  Современный литературный процесс – 1 ч.


Комментариев нет:

Отправить комментарий