(планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под ред. Г.И. Беленького, М., Мнемозина, 2001г.)
(136 ч.)
I полугодие
1 семестр
1
Введение. На рубеже веков - 6 ч.
1.1 . Судьба жанров на рубеже
столетий. Жанровое своеобразие малой прозаической формы у А.П. Чехова.
Идейно-художественное своеобразие «маленькой трилогии».
1.2 . Судьбы человеческие на
страницах А.П.Чехова. Автор и его герои.
1.3 . Урок – учебное исследование (на
основе характеристики) эволюции героя в литературном произведении. На примере
анализа «маленькой трилогии» А.П.Чехова.
1.4 . Россия рубежа веков.
Историко-культурная ситуация.
1.5 . Характеристика литературного
процесса в России конца XIX- начала XX века.
1.6 . Развитие реализма на рубеже
веков. Особенности реалистической литературы.
II.
Проза конца XIX-начала
XX
века – 14 ч.
2.1 . И.А.Бунин. Очерк жизни и
творчества.
2.2 -2.3.Основная
тематика и проблематика художественной прозы И.А.
Бунина. «Антоновские яблоки» как образец лирической прозы писателя.
2.4. Размышления о России в повести
Бунина «Деревня».
2.5. Тест по теме: «Историко – культурная и литературная ситуация России конца XIX-начала XX века». Мотивы лирики И.А.
Бунина. Лирический герой и его мировосприятие.
2.6.
Смысл названия и проблематика новеллы И.А. Бунина «Господин из
Сан-Франциско».
2.7. Проблема человека и цивилизации в
рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
2.8. –
2.9. Р- р.
Развитие умений анализа произведения художественной литературы в прозе
на основе наблюдений за структурой учебных статей аналитического характера и
самостоятельно прочитанного рассказа «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Солнечный
удар».
2.10. Урок-семинар. Счастье и трагедия
любви в прозе И.А.Бунина.
2.11.-
2.12. Р - р. Контрольное сочинение по новеллистике И.А. Бунина.
2.13. А.И. Куприн. Особенности прозы. Воплощение
нравственного идеала в повести «Олеся».
2.14. Талант любви в рассказе
И.А.Куприна «Гранатовый браслет»
2 Семестр
III.
Проза второй половины XX века - 4 ч.
3.1
- Тест по творчеству И.А. Куприна. Урок-семинар.
Лирическая проза XX
века.
3.2
Лирическая проза XX века.
В.
Астафьев «Затеси».
3.3. Р – р. Анализ сочинений учащихся по творчеству И.А.Бунина.
3.4. Литература последнего
десятилетия. Современная новеллистика. Анализ рассказов В.Токаревой.
IV. Поэзия конца XIX-
начала XX
века. – 23 ч.
3.3
.
Модернизм. Основные течения русского модернизма на рубеже веков в поэзии.
3.4
-4.3. Р - р. Серебряный век как поэтическая эпоха. Поэтические
индивидуальности Серебряного века. Развитие умений анализа поэтического
произведения (Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев, И. Северянин).
4.4.
А.Блок. Основные вехи.
Символизм.
А. Блок и символизм.
4.5 . Романтический мир раннего
Блока. Становление лирического героя и тема женственности в цикле «Стихи о
Прекрасной Даме».
4.6 .«Страшный мир» в лирике А.
Блока. Чтение, осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь,
аптека», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, весна без конца и без краю…».
4.7.
«Это все о России». Россия А. Блока. Прошлое, настоящее и будущее России
в поэзии А.А. Блока. Чтение и осмысление стихотворений «На жизненной дороге»,
«Русь», «Россия», «Река раскинулась…».
4.8 .
Р - р. Развитие
умений анализа стихотворений.
4.9 . Революция в судьбе А. Блока.
Увлечение стихией революции. Образы революционной эпохи и «старого мира» в
поэзии А. Блока «Двенадцать».
4.10 . Жанровая природа , особенности
сюжета и композиции поэмы «Двенадцать». Смысл финала поэмы и его интерпретации.
4.11 .
Тест по произведениям А.Блока. Философская проблематика и символика
поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
4.12 . Акмеизм. А. Ахматова. Основные
вехи. Ахматова и акмеизм. Чтение и осмысление
стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки
под
темной вуалью», « Сероглазый король».
4.13 . Эволюция образа лирической
героини: «Я научилась просто, мудро жить…», «Нам свежесть слов и чувства
простоту», «Молитва».
4.14 . Урок-семинар. Революция в
судьбе А. Ахматовой. Чтение и осмысление стихотворений «Муза», «Мне ни к
чему…».
4.15 . Р - р. Развитие умения анализа стихотворения.
4.16 . Тест по ранней лирике
Ахматовой. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
Особенности построения композиции.
3 семестр
4.17 . Футуризм. Маяковский. История
жизни. Поэтическое новаторство.
4.18. Урок – семинар. «Эгофутуризм
Игоря Северянина».
4.19. Лирический герой дооктябрьской
поэзии В. Маяковского.
4.20. Урок-практикум по раннему
творчеству В.Маяковского.
4.21. Маяковский и
революция. Развитие темы поэта и поэзии в
послеоктябрьский период творчества. Чтение и
осмысление
стихотворений «Юбилейное», «С.Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой»
4.22. «Облако в штанах» как программная вещь…» того времени.
4.23. Р - р. Подготовка к контрольному сочинению по лирике Серебряного
века.
V.
М. Горький – 8 ч.
5.1. Личность М. Горького. Раннее творчество М.
Горького.
5.2.
Композиция романтических рассказов М.Горького.
5.3. Пьеса «На дне». Особенности жанра и
конфликта.
5.4.
Р
-р. Анализ контрольных сочинений
учащихся по лирике Серебряного века.
5.5. Пьеса «На
дне» как нравственно-философская драма.
5. 6.
«Во что веришь – то и есть». Роль
Луки в драме «На дне».
5.7.
Образы «Хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».
5. 8
. Р- р. Подготовка к контрольному сочинению по пьесе
М. Горького «На
дне».
VI.
Новокрестьянская поэзия – 8 ч.
6.1.
С. Есенин как национальный поэт.
Личность С. Есенина.
Жизнь и творчество.
Ранняя лирика С.А. Есенина. Чтение и
осмысление
стихотворений «Там, где капусты грядки», «Край
любимый…», «Гой ты,
Русь моя родная…», «Русь».
6.2. Образ родины в лирике С. Есенина.
6.3. Художественно-философские основы лирики
Есенина.
6.4.
Тема любви в лирике С. Есенина. Особенности лирического
героя. Чтение и
осмысление стихотворений «В этом мире я
только прохожий»,
«Запели тесаные дроги…», « Песнь о собаке»,
«Цветы мне говорят - прощай», «Письмо матери», «Пушкину»,
«Заметался пожар
голубой…», « Шаганэ ты моя, Шаганэ».
6.5. Революция в судьбе С.
Есенина. «Русь советская» в лирике
С. Есенина. Трагедия
русской деревни в лирике С. Есенина.
Чтение и осмысление
стихотворений «Сорокоуст» ,
«Я последний поэт деревни», «О,
Русь, взмахни крылами…».
II полугодие
4 Семестр
6.6.
Послеоктябрьский период творчества С. Есенина.
Чтение и осмысление стихотворений
«Русь cоветская»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая».
6.7.
Тест по
произведениям С. Есенина. Урок-практикум по лирике Есенина.
6.8. Р – р. Анализ сочинений по пьесе
Горького «На дне».
VII. Поэзия второй половины XX
века – 2ч.
7.1. Человек и
природа в поэзии Н.А. Заболоцкого.
7.2
. Любовная тема поэта Н.А.Заболоцкого в цикле «Последняя любовь».
VIII.
Диалог поэтов – 4 ч.
8.1. О.Э.Мандельштам. Жизнь и
творчество.
8.2. Урок – семинар по лирике О.Мандельштама
8.3. М.И. Цветаева. Волшебный фонарь юности. Чтение
и
осмысление стихотворений «Легкомыслие! милый грех…»,
«Моим стихам написаным
так рано…», «Стихи Блоку»,
«О, муза плача», «Мой
Пушкин».
8.4. М.И. Цветаева. Трагедия
любви. «Между любовью и
любовью распят мой миг, мой час,
мой день, мой век…».
Чтение и изучение
стихотворений.
IX. Русская литература 20 –гг. XX
века – 7 ч.
9.1.
Русская литература эпохи 20-х гг. XX в.
9.2.
Тема революции и гражданской войны в литературе 20-х гг.
9.3.
Человек в огне революции и гражданской войны.
Урок-семинар по «Донским
рассказам» М. Шолохова.
9.4.
Судьбы русской интеллигенции, оказавшейся на перепутье.
М. Булгаков «Белая гвардия».
9.5.
Образ Дома в романе «Белая гвардия». Смысл финала
романа.
9.6.-9.7.
Р – р. Контрольное сочинение по роману «Белая гвардия».
X. М.А. Шолохов. – 10 ч.
10.1.
Личность писателя. Роман «Тихий дон». Особенности жанра
романа. Образ Григория Мелехова как сюжетный
центр
романа. Характер героя.
10.2 . «Чудовищная нелепица войны» в
изображении М. Шолохова.
Анализ эпизода «Убийство
чубатыми пленного австрийца».
10.3-10.4. Р
– р. Обучающее сочинение. Развитие
умений анализа эпизода. («Убийство Чубатым пленного австрийца).
10.5. Тема любви в романе. Женские образы в романе
«Тихий
Дон» М. Шолохова.
10.6. Судьба Григория Мелехова. Трагедия «казачьего
Гамлета».
10.7. Художественное своеобразие романа «Тихий
Дон».
10.8. Р -Р. Анализ
сочинений по роману М.Булгакова «Белая гвардия»,
10.9. Урок-семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».
10.10. Р.-Р. Подготовка
к контрольному сочинению по анализу эпизода
из
романа М. Шолохова «Тихий
Дон».
XI. Сатира 20-х гг. XX века – 2 ч.
11.1. – 10.2. Саморазоблачение героя в
рассказах М.Зощенко.
XII. Лагерная
проза I
половины XX
века – 1 ч.
12.1.
Урок-семинар. В.Г. Шаламов. Лагерь – слепок мира на
страницах «Колымских
рассказов» В. Шаламова.
XIII. Индивидуальный стиль писателя – 3 ч.
13.1.
А. Платонов. Повесть «Котлован».
Художественные
5
семестр
13.2.
А. Платонов «Усомнившийся Макар». Тема,
сюжет,
композиция.
13.3.
Р.-Р. Анализ сочинений по роману М.Шолохова «Тихий Дон».
Тест по творчеству
М.Зощенко.
XIV. Е.И.Замятин – 3 ч.
14.1.Развитие
жанра антиутопии в романе Замятина «Мы».
14.2.Судьба
личности в тоталитарном государстве.
14.3.Урок
– семинар по роману «Мы».
XV. М.А. Булгаков – 8 ч.
15.1. Жизнь, творчество М.А.
Булгакова. Новаторство в книгах,
идеях, стилистике.
15.2. Три мира в романе
«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков –
мастер
романа-мифа. История романа. Жанр и композиция.
15.3
Любовь – путь к вечности (судьбы Мастера и
Маргариты).
15.4.
Сатирические страницы в романе «Мастер и Маргарита».
15.5.
Трагедии и фарсы. ( Москва – Ершалаим).
15.6
Р - Р. Развитие умений анализа эпизодов (устно).
15.7 –
15.8. Р – Р. Семинар
по роману
М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита».
XVI. Б.Л. Пастернак – 5 ч.
16.1-16.2. Начало творческого пути. Стихия жизни и
стихия
творчества в
лирике Б. Пастернака. Чтение и осмысление
стихотворений «Определение
поэзии», «Зимняя ночь».
16.3. Тема призвания в поэзии
Б.Пастернака.
6
семестр
16.4. История
создания и публикация романа Б. Пастернака
«Доктор Живаго».
Идейное звучание и художественное
16.5. Цикл «Стихотворения Ю.Живаго».
XVII. Тема Великой Отечественной войны в
литературе второй половины XX
в. – 3 ч.
17.1. Великая Отечественная война глазами поэтов.
17.3. – 17.4. Урок-семинар. Обсуждение повести В.
Кондратьева
«Сашка» и В.П.
Астафьева «Пастух и пастушка».
XVIII. А.Т. Твардовский – 3 ч.
18.1-18.2. А.Т.
Твардовский. Творчество и судьба. Народный
характер
поэмы «Василий Теркин».
18.3. Слово о А.Т. Твардовском. Поэма «По праву
памяти».
XIX. Особенности прозы 60-70х гг. XX века – 5 ч.
19.1. Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.
Распутина
«Прощание с Матёрой».
19.2. Нравственная проблематика и художественные
особенности произведения
Ю.В. Трифонова «Обмен».
19.3. Р – р. Подготовка к к
контрольному сочинению по произведениям
В.Г.Распутина и Ю.В.Трифонова.
19.4 - 19.5. Литература
60-70-х гг. XX
века о коллективизации в
деревне и судьбе
крестьянства в России (В. Тендряков
«Хлеб для собаки»,
«Пара гнедых»).
XX. Поэзия 60-90х гг. XX
века – 2 ч.
20.1 – 20.2. Урок-семинар. Поиск новых форм
поэзии.
Гражданственность
и публицистичность поэзии
А. Вознесенского, Б. Окуджавы, Б.
Ахмадулиной.
XXI. Литература «оттепели» – 2 ч.
21.1. А.И. Солженицын. Судьба и творчество писателя.
Наука
выживать в
повести «Один день Ивана Денисовича».
21.2. Суть праведности на примере анализа
произведения А.И.Солженицына «Матрёнин двор».
XXII. Драматургия
II
половины XX
века – 2 ч.
22.1. Р - р.
Анализ сочинений по прозе В.Г.Распутина
и Ю.В.Трифонова.
22.2.
А.В. Вампилов. Особенности драматургии. «Герой нашего
времени» М.Ю. Лермонтова и «Утиная
охота»
А.В. Вампилова.
XXIII. Современный литературный процесс – 1 ч.
Комментариев нет:
Отправить комментарий