пятница, 8 ноября 2013 г.

Спецкурс Литературное творчество 5- 7 классы


5 класс – 6 часов
6 класс – 11 часов
7 класс – 6 часов

Пояснительная записка

Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остаётся проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста. Спецкурс «Литературное творчество» предполагает разные формы учебной работы с поэтическим текстом, обучение углублённому его анализу.
В основе содержания и структуры предлагаемого курса лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности.
В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования.
Содержание составляет изучение лирики как рода литературы, обучение учащихся анализу лирического произведения как результата творческой деятельности, культурно – знакового явления, эстетического преображения реальности.
Художественное целое составляется из многих тесно связанных между собой элементов, число которых непомерно велико. Учитель литературы не имеет возможности всеобъемлюще и качественно познакомить учащихся со всеми элементами художественного произведения в рамках урока литературы.

Спецкурс «Литературное творчество» введён с целью разрешения трудностей образовательного процесса.  Работа в рамках курса предполагает расширение знаний, связанных с анализом поэтического текста.
Поэтический текст, являясь вершиной художественного мира, достаточно труден для восприятия, анализа и оценки. Учитывая это,  целесообразно начать движение постепенно, от простого  к  сложному. Произвести анализ лирического произведения в 5 классе – победа ученика в области литературоведения. А сопоставить два лирических произведения в 7 классе, обнаруживая  традиции, - результат глубокой работы с поэтическим текстом. Такой подход обусловлен   не только качественным составом учащихся, способных к интенсивному интеллектуальному труду, но и стремлением педагогов поднять уровень мотивации  по предмету, интерес к книге.
Система занятий основана на интересе, который пробуждается в ребёнке в процессе изучения поэзии. Кроме того, он учится работать со словом, объясняет, сравнивает  и начинает понимать тайны искусства слова. Вершиной курса является умение учащихся воспринимать, истолковывать, давать оценку лирическому произведению.
Для полного познания структуры поэтического текста учитель должен «подготовить почву» для исследования поэтического стиля, коим и является литературоведческий инструментарий. Это, безусловно, понятие  «лирика», основы стихосложения: рифма, ритм, размер, тропы и приёмы, поэтический синтаксис, интонационные фигуры.
Характер подачи материала обусловлен ведущим методом работы – беседой. Материал концентрируется  вокруг ключевого стихотворения, к которому подводит краткое объяснение учителя, основанное на   примерах, сравнении текста, точечном выделении в тексте интересующих моментов. Кроме того, курс предполагает ступенчатый, количественно-качественный подход: от простейшего  анализа лирического произведения в 5 классе к глубокому рассмотрению  художественных особенностей поэтического текста в 7 классе.
Материал, положенный в основу программы, - это русская поэзия XIX XX вв. в её лучших классических образцах. Материал не выходит за рамки Стандарта по литературе. Изученные в рамках программы произведения рассматриваются на другом качественном уровне: глубокий литературоведческий анализ поэтического текста.
Литература, рекомендуемая учащимся.

1.  Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М., Айрис – Пресс, 2006.
2.      Ладыгин М.Б. Роды и жанры литературы. М., Полярная звезда, 2003.
3.      Ладыгин М.Б. Основы поэтики литературного произведения. М., Полярная звезда, 2003.

 Содержание курса «Литературное творчество»

5 класс
(6 часов)

  1. Лирика. Особенность поэтического слова. 
  2. Лирический герой. Средства создания образности в поэзии: поэтическая лексика, синтаксис и интонационные фигуры, фонетика, тропы и приёмы. 
  3. Основы стихосложения: размеры, рифма.
  4. Опыт анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
  5. Стихотворения о природе. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Опыт анализа. 
  6. Сравнительно – сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и  А.А.Фета.

6 класс
 (6ч./11 часов)
1.      Повторение. Лирика как род литературы. Основные литературоведческие понятия. (1ч./1ч.)
2.      Литературные тропы. Поэтические фигуры. Размер стиха. (1ч.)
3.      Опыт анализа стихотворений А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Узник». (2ч.)
4.      Опыт анализа стихотворений М.Ю.Лермонтова «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Кинжал».(2ч.)
5.      Опыт анализа  стихотворений А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Чудная картина». (1ч./1ч.)
6.      Стихи о природе. Опыт сравнительно - сопоставительного анализа стихотворений И.А.Бунина и А.Т.Твардовского.(2ч./2ч.)
7.      Опыт анализа стихотворения А.Я.Яшина «Люблю всё живое». (1ч./1ч.)
8.      Письменный  анализа стихотворения А.В.Жигулина «Засыпают землёю овраг» (1ч./1ч.)
 7 класс
 (6 часов)
 1.  Повторение. Лирика как род литературы. Виды лирики.(1ч.)
2. Аналитическая работа с  поэтическим текстом. Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Вчерашний день часу в шестом...».(2ч.)
3.  Аналитическая работа с  поэтическим текстом. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Тройка». (1ч.)
4. Аналитическая работа с  поэтическим текстом. А.А.Блок.  «На железной дороге». Традиции русской классической литературы в русской литературе XX века: Н.А.Некрасов «Железная дорога» и А.А.Блок «На железной дороге». (1ч.)
5. Письменный анализ лирического произведения: «восприятие, истолкование, оценка». (1ч.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий