четверг, 7 ноября 2013 г.

"Речеведение"- курс русского языка для подготовки к ЕГЭ



( 34 ч.,1 час в неделю)
Курс для учащихся 11-х классов в рамках подготовки к ЕГЭ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание языка в 9 классе было направлено на изучение всех сторон языка. 10 – 11 класс – новый этап осмысления родного языка на основе того, что было изучено в 5 – 9 классах. В старшем звене происходит воспроизведение и закрепление знаний, а также углубление представлений школьников о функциях единиц языка, об их специфическом использовании в речи в зависимости от типа и стиля речи. Кроме того, урок русского языка в 11 классе – подготовка к сдаче ЕГЭ.
Известно, современная экзаменационная работа направлена на проверку сформированности у учащихся 3 компетенций – языковой, лингвистической и коммуникативной. Материал ЕГЭ содержит задания разного уровня сложности: задания базового уровня, задания повышенного и высокого уровня сложности. Задания, связанные с речеведением (А7-8,А29-31,В8,С), требуют в большинстве своём ответы, базирующиеся на лингвистической компетенции – способности опознавать языковые единицы и классифицировать их и коммуникативной компетенции – способности понимать высказывание, связно и логично строить текст. В заданиях типа А7-8, А29-31, В8, С для анализа предлагается  сложный языковой материал, представленный не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста. В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой). Именно этот факт позволяет отнести вышеуказанные задания к повышенному уровню сложности.
Современные школьники проявляют недостаточную компетентность в вопросах  практических речевых умений и навыков. Это обусловлено рядом причин, одна из которых – технологизация жизни. Компьютер и живущий в нём интернет дают запрограммированные ответы на сформулированные вопросы: не нужно анализировать исходную информацию, следить за мыслью автора, синтезировать имеющийся материал, «вбиваешь» тему и получаешь готовый результат.   
Учитывая уровень сложности заданий, связанных с анализом текста, а также недостаточную речевую компетентность современного школьника, целесообразно ввести курс «Речеведение» в 11 классе.
Задача курса – повышение уровня речевых умений и навыков для свободного решения заданий ЕГЭ повышенного уровня сложности.
Курс предполагает изучение речеведческих и литературоведческих  сведений, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ типа А7-8, А29-31, В8, С.



«РЕЧЕВЕДЕНИЕ»
34 часа
№ темы
Количество часов
Тема
Задания ЕГЭ
1
2
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
А 7, А 8
2
1
Возможные ошибки в построении текста.
С
3
2
«Автор – пленник своей эпохи».  Основная мысль текста.
А 29
4
2
Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
А 30
5
1
Функционально – смысловые стили речи: разговорный, научный, публицистический, художественный, официально-деловой.
С
6
1
Разговорный стиль.  Основные признаки.
В 8, С
7
1
Научный стиль и его языковые средства.
В 8, С
8
1
Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.
В 8, С
9
1
Лексика русского языка с точки зрения экспрессивной окраски и функционально – стилевой принадлежности.
В 8, А 31
10
1
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.
В 8, А 31
11
1
Особенности художественного стиля.
В 8, А 31
12
3
Изобразительно – выразительные средства языка.
Тропы и их использование в речи.
В 8, С
14
3
Изобразительно – выразительные средства языка.
Стилистические фигуры и их использование в речи.
В 8, С
15
1
Изобразительно – выразительные средства языка.
Фоника: аллитерация и ассонанс.


В 8, С
16
1
Лексические средства выразительности речи. Полисемия.
А 31
17
2
Лексические средства выразительности речи.
Паронимы, синонимы, антонимы.
В 8
18
1
Лексические средства выразительности речи.
Фразеологизмы.
В 8, С
19
1
Стилистический синтаксис.
Стилистические особенности предложений с однородными членами.

В 8, С
20
1
Стилистический синтаксис.
Стилистическое использование вводных и вставных конструкций, обращений.
В 8, С
21
1
Стилистический синтаксис. Композиционно – стилистическая роль абзаца и сложного  синтаксического целого.

В 8, С
22
1
Стилистический синтаксис. Стилистические особенности прямой и косвенной речи.
В 8, С
23
1
Сочинение – рассуждение. Особенности построения.
С
24
1
Трудный жанр эссе.
С
25
3
Анализ текстов ЕГЭ. Комплексное выполнение заданий.
А7-8, А29-31, В8, С.


БИБЛИОГРАФИЯ


1.      ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006 – 2007. М., «Просвещение», 2007.
2.      ЕГЭ 2007. Русский язык. Репетитор. М., «Просвещение», 2007.
3.      ЕГЭ 2007. Русский язык. Сборник заданий. М., «Просвещение», 2007.
4.      Федосеева Л.Н. Русский язык. Ответы на экзаменационные вопросы. 11 класс. М., «Айрис – пресс», 2005.
5.      Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. С-Птб, «Паритет», 2003.
6.      Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., «Агар»,2000.
7.      Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., «Айрис – пресс», 2003.
8.      Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., «ОНИКС 21  век», 2001.
9.      Касаткин Л.Л. Русский язык в 2-х частях. М., «Просвещение», 1989.
10.  Гольцова Н.Г. Русский язык. ЕГЭ. М., «Русское слово»,2006.
 



Возможные задания  к некоторым занятиям  курса «Речеведение»
    Занятие № 3.
Прочитайте произведения И.Бунина и В. Токаревой о любви и напишите сочинение – миниатюру на тему: «Автор – пленник своей эпохи». Подготовьте несколько примеров из публицистического стиля по заданной проблеме.
Занятие 11.
Прочитайте текст. Подумайте, все ли типы речи использованы автором в данной языковой ситуации? Если нет, то какой тип речи, на Ваш взгляд, отсутствует и почему?
Первобытных людей безосновательно считают грубыми, жестокими, грязными. Если потому только, что они были ближе, чем мы к животному миру, то ведь животные чистоплотны, обладают исключительным пониманием друг друга, приверженностью к своим обыкновениям, и т.д.
Я думаю, что у первобытных людей был великий фольклор, прекрасная травная медицина, умение делать хирургические операции, богатые обычаи и свои празднества, а между собой они умели держать слово, были нежны к детям и щедры.
Леви-Брюль говорил, что «первобытные люди очень часто дают доказательства своей поразительной ловкости и искусности в организации своих охотничьих и рыболовных предприятий».
Сказано тяжело, но верно. 
( По Д.С.Лихачёву.)
Занятие № 21
Задание № 1.
Перед Вами речевой фрагмент. Подумайте, можно ли его назвать текстом. Если да, то перечислите основные признаки текста, используя ресурсы фрагмента. Если нет, то видоизмените фрагмент согласно требованиям, предъявляемым к тексту.

Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.) Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. Забота – вот  то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не  любящий никого. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадание требует своего полного возрождения и развития.         
( По Д.С.Лихачёву.)

Ключ.
Учащиеся должны увидеть не только внешний недостаток предложенного фрагмента: отсутствие абзацного членения, но и внутренний: логические ошибки.

Забота – вот  то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не  любящий никого.
            Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.) Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадание требует своего полного возрождения и развития
( По Д.С.Лихачёву.)

Задание № 2. Прочитайте текст. Подумайте, в чём созвучна  позиция Д.С.Лихачёва с позицией М.Булгакова  в романе «Белая гвардия»?

Забота – вот  то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не  любящий никого.
            Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.) Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадание требует своего полного возрождения и развития
( По Д.С.Лихачёву.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий