понедельник, 11 ноября 2013 г.

Анализ стихотворений Бунина



Не видно птиц. Покорно чахнет                                                              Родина
Лес, опустевший и больной.                                                   Под небом мертвенно - свинцовым
Грибы сошли, но крепко пахнет                                            Угрюмо меркнет зимний день,
В оврагах сыростью грибной.                                                 И нет конца лесам сосновым,
                                                                                                    И далеко до деревень.          
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,                                                         Один туман молочно – синий,    
И, под дождём осенним тлея,                                                    Как чья-то кроткая печаль,
Чернеет тёмная листва.                                                              Над этой снежною пустыней  
                                                                                                      Смягчает сумрачную даль.
А в поле ветер. День холодный                                                 1896
Угрюм и свеж  - и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.
                                                                                               Спокойный взор, подобный взору лани,
И, убаюкан шагом конным,                                                       И всё, что в нём так нежно я любил,
С отрадной грустью внемлю я,                                                  Я до сих пор в печали не забыл,
Как ветер звоном однотонным                                                   Но образ твой теперь уже в тумане.
Гудит – поёт в стволе ружья.                                                             
                                                                                                        А будут дни – угаснет и печаль,
1889                                                                                             И засинеет сон воспоминанья,
                                                                                                   Где нет уже ни счастья, ни страданья,
                                                                                                        А только всепрощающая даль.
                                                                                                         1901
                           
              Песня                                                                                            Слово
Я – простая девка на баштане,                                         Молчат гробницы, мумии и кости, -
Он  - рыбак, весёлый человек.                                          Лишь слову жизнь дана:
Тонет белый парус на Лимане,                                         Из древней тьмы, на мировом погосте,
Много видел он морей и рек.                                            Звучат лишь Письмена.

Говорят, гречанки на Босфоре                                          И нет у нас иного достоянья!
Хороши… А я черна, худа.                                                Умейте же беречь
Утопает белый парус в море –                                            Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Может, не вернётся никогда!                                              Наш дар бессмертный – речь.
                                                                                                1915
Буду ждать в погоду, в непогоду…
Не дождусь – с баштана разочтусь,
Выйду к морю, брошу перстень в воду
И косою чёрной удавлюсь.
1903-1906

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,                                     Семнадцатый год
И лазурь, и полуденный зной…                                           Наполовину вырубленный лес,
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:             Высокие, дрожащие осины
« Был ли счастлив ты в жизни земной?»                             И розовая облачность небес:
                                                                                                  Ночной порой из сумрачной лощины
И забуду я всё – вспомню только вот эти                            Въезжаю на отлогий косогор
Полевые пути меж колосьев и трав –                                   И вижу заалевшие вершины,
И от сладостных слёз не успею ответить,                            С таинственною нежностью, в упор
К милосердным коленям припав.                                          Далёким озарённые пожаром.
1918                                                                                         Остановясь, оглядываюсь: да,
                                                                                                 Пожар! Но где? Опять у нас, - недаром
                                                                                                   Вчера был сход! И крепко повода
                                                                                                   Натягваю, слушая неясный,
                                                                                                   На дождь похожий лепет в вышине,
                                                                                             Такой дремотно-сладкий и бесстрастный
                                                                                               К тому, что там и что так страшно мне.

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ
1.      Впечатление от  стихотворения и всё, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации.
2.      Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры, рефрена  и т.д.); движение поэтической мысли от начала стихотворения к финалу (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса. Лексика стихотворения и её особенности.
3.      Ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения), звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.
4.      Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя( если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении ( в ситуации, изображённой в стихотворении, в характере лирического героя); место стихотворения в творчестве автора ( время и история создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему сходство, различие).
5.      Стихотворение в контексте русской лирики на ту же тему ( показать общее и отличное).

ПОМНИТЕ!!!
Произведение искусства не поддается скальпелю анатома. Рассечённое на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.
Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите вы и смысл, и поэтическую прелесть стихов…(С.Я.Маршак).

Комментариев нет:

Отправить комментарий